А не заняться ли мне самоанализом?

Самоанализ и самокопание — далеко не всегда удачная затея. Я бы даже сказал, что в большинстве случаев неудачная совсем.

Ты любишь, тебя любят, вокруг хорошие люди, которые к тебе хорошо относятся, тебе нравится то, чем ты занимаешься, у тебя вроде более-менее всё неплохо, здоровье не подводит — не все идеально, но нормально, хорошо. Заниматься самоанализом в этой ситуации – всё равно, что пытаться починить рулевую колонку автомобиля прямо на ходу, хотя она и так работала.

Для многих это звучит очевидно. Но я не один раз видел таких людей, которые от хорошей жизни начинают погружаться в мистико- психологические теории, что-то разыскивают в своём прошлом, пытаются выискать какие-то травмы. Дескать,вроде всё хорошо, но надо ещё лучше.

Это как раз тот случай, когда лучшее – враг хорошего.

Если все идет хорошо, ничего не трогай! Не надо ремонтировать то, что и так работает.

Тем не менее самоанализ в этом мире существует. И не только для подросткового возраста, когда отсутствие реального жизненного опыта люди заменяют попытками осмыслить все мироздание разом и свое место в нём. Для этого возраста это нормально. Но когда такого рода идейность, направленная на самого себя, начинает явно проявляться в возрасте постарше, если это не просто развлечение, тогда для этого нужны основания. Иначе все может сложиться не очень удачно.

Какое может быть основание?

Как вы знаете, у меня есть другая профессия [адвокат], и я часто встречаю людей, которые “зарубаются” по поводу своей святой, невероятной, справедливой правоты и требований по этому поводу. И чем дольше это тянется, чем больше в это вложено времени, средств и эмоций, тем больше люди забывают, с чего вообще всё началось. И тем больше уверены, что они правы абсолютно, а вторая сторона не права. Точно так же абсолютно.

Очень много эмоций, обвинений, требований к судьям, к адвокатам, и что уж совсем неадекватно – к другой стороне – немедленно признать их правоту! То есть люди не имеют свидетелей, документов, доказательств, а просто утверждают: «Ну, я же знаю, что так было!»

Они требуют вызвать в качестве свидетелей людей, которые вообще-то с ними судятся. По принципу: они же не соврут, они же скажут правду! Как вы понимаете, в большинстве случаев это неадекватные ожидания. Да и люди с другой стороны не обязательно врут. Они просто видят произошедшее иначе.

Ситуация, когда человек “зарубается”, когда он в своём видении мира начинает быть явно неадекватен, пытается прогнуть мир под себя и заставить всех остальных на эмоциях, на нервах принять именно его картину мира и действует исходя из этого – вот здесь самое время остановиться и погрузиться в самоанализ.

Человек находится на плоту, глаза его завязаны. Он требует от окружающих признать, что он не на плоту, а в лабиринте. Делает шаг вперед… И погружаясь в воду, он не думает, что  сделал что-то не так. Он винит всех остальных! Его обманули! Предали!

Вот как раз в таких ситуациях пора покопаться в себе. Посмотреть, что с тобой происходит, зачем ты это делаешь? Сделать это для себя, не думая о зрителях и о том, что ты потом другим людям расскажешь. Нужно для себя понять, с чего вдруг ты так себя ведешь?

Есть очень много вариантов того, о чём я говорю. Один из них – это чувство вины. Показное (даже для самого себя показное) чувство вины, переживания о том, как ты был не прав.

Люди часто не отдают себе отчет в том, что чувство вины – это дешевый способ отделаться.

Например, ты сломал человеку забор. Можно прийти и починить его, или заплатить за работу тому, кто починит, а можно переживать,

мучаться, время от времени жертвовать деньги, чувствовать свою моральную правоту и ожидать от других признания высокой ценности твоей нравственности в таком поведении. И через время как будто бы уже искупил свою вину. Ты же все это время переживал!

Любое искупление, которое не включает в себя восстановление того, что ты испортил, мало чего стоит. Конечно, бывают необратимые последствия. И тут уж от тебя зависит, что хорошее ты можешь сделать. Может быть договориться с человеком, если он примет твои договорённости.

Как правило это будет дороже, чем поиспытывать чувство вины, попереживать, посокрушаться. Но привычка эта существует у многих с детства: если ты продемонстрируешь переживание, чувство вины, то тебя не накажут, или наказание будет меньшим, а, может, и вообще простят и попереживают еще и за тебя.

В этом идея самоанализа: если покопаешься, ты поймешь, что то, что ты сейчас делаешь, это не высоконравственно и справедливо.  Это неприятное, дешевое притворство детского характера для избежания наказания.

Но если ты это уже понимаешь, то, вроде, перед собой уже бессмысленно изображать чувство вины, а вот в глазах других можешь показаться бесчувственным чурбаном. Побочным эффектом от удачного самоанализа может оказаться ситуация, когда ты начинаешь вести себя не как все или по крайней мере неискренне вести себя как все.

И если под давлением людей вокруг приходится изображать, а так как изображать у многих людей получается плохо, то из чувства самосохранения получается испытывать гнев в каком-то направлении, ярость или ликование по какому-то поводу, чтоб не заиграться, полезно держать этот момент самоанализа. Дескать, да, я сейчас немного подло поступаю, но по-другому тут не выжить: все аплодируют – я аплодирую, все орут и я ору, а если дело дойдет до кидания камнями, я всё-таки постараюсь сбежать, слится и этого не делать.

А вот если у меня есть эта индульгенция – чувство вины, тогда да — я поступаю подло до конца, а потом переживаю. И вроде как очистился, и можно опять делать гадости окружающим людям.

С этой точки зрения чувство вины еще и небезопасно для окружающих, потому что на этой волне человек склонен слишком многое себя прощать за испытанное искреннее чувство вины.

Подводя итог нашего сегодняшнего «разговора», скажу так: если ты чувствуешь, что тебе не нравится, что получается из того, что ты делаешь, а при этом ты думаешь, что ты делаешь всё правильно, пора заняться самоанализом. А если всё нравится, то не пора.

А не заняться ли мне самоанализом?